В данной статье речь о детях дошкольного возраста, а точнее 3-5 лет. Это самый осознанно “капризный” период и многие родители сталкиваются с истериками в случаях, когда ребенок требует желаемое “любой ценой”. Для того, чтобы справиться с детскими капризами безболезненно для обеих сторон, необходимо знать, как правильно поощрять ребенка и как грамотно ему отказать.
Причины систематических детских истерик и ошибки родителей
Если ребенок часто и регулярно устраивает истерики, в этом виноваты родители. Многим, к примеру, знакома ситуация в магазине: плачущий, капризничающий ребенок просит маму купить шоколадку, а мама твердит, что он себя плохо вел и поэтому не заслужил. Но ребенку так хочется шоколадку и он не намерен отказываться от своего желания. Он просит маму уже более настойчиво и снова получает отказ. Малыш уже не способен остановится и заводится еще сильнее. Маме становится не ловко, она пытается взять ребенка за руку и увести. Тот в свою очередь вырывается, кричит, убегает, а может и кидается на пол.
Не приятная, ситуация, правда? Но как из нее выйти? Что бы сделало большинство мам, поняв, что они не способны справиться с собственным дитя? Купили бы эту несчастную шоколадку, лишь бы малыш перестал кричать на весь магазин. Как вы считаете, каким образом в следующий раз ребенок выпросит у мамы мороженное? Правильно, истерикой. То есть, маленький проказник уяснил, чтобы победить маму надо хорошенько покричать и желательно, чтобы рядом было побольше дядей и тетей. мамы в этой ситуации совершила типичную ошибку многих родителей: она наградила шоколадкой истерику ребенка.
Такие ошибки встречаются часто. Не обязательно должна быть ситуация с магазином, родители поощряют плач и истерики своих чад: на улице, дома, в гостях.
Как поощрять ребенка и отказывать ему грамотно
Когда ребенок уже “завелся” остановить истерику учтя при этом воспитательные моменты сложно, поэтому лучше действовать на стадии просьбы малыша, то есть договариваться сразу. Именно договариваться, на равных, как партнеры. Такой подход нравится детям, они осознают свою значимость. В ситуации с магазином, маме следовало поощрить ребенка этой шоколадкой не за истерику, а договориться. После просьбы ребенка, например, сказать: Давай договоримся, что я куплю тебе шоколадку, но придя домой ты приберешь свои игрушки. Конечно ребенок согласится и в той ситуации будут все довольны и спокойны. таким образом мама поощрила чадо за хороший поступок, который он пообещал сделать.
Запомните правило: в таких ситуациях, не вспоминайте ребенку его плохие поступки, непослушание и т.д., чтобы аргументировать отказ, а ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ.
Наверняка возникает вопрос: как же быть с тем плохим поступком, который остался без наказанным? Очень просто! Не нужно наказывать, нужно объяснить малышу, что его плохое поведение расстраивает маму и в другой раз она не возьмет его в магазин или не будет с ним играть. То есть немного “напугать” ребенка. Разумеется все должно быть произнесено спокойным и твердым тоном, без намека на крики или ругань.
Дети не воспринимают крик, он вызывает у них реакцию, противоположную ожидаемой. Говорите с ребенком спокойно!
Как поощрять ребенка за хорошие дела
Не стоит забывать поощрять ребенка за его инициативность, хорошие поступки и добрые дела. Поощрение то не только материальный приз, зачастую детям нужно внимание, похвала и положительная оценка его действий.
Для наглядности возьмем пример. Ребенок нарисовал рисунок, принес родителям показать. Будучи заняты, родители мельком взглянули на лист и отправили дитя рисовать дальше. В той ситуации малыш ожидал, что его творчество оценят, похвалят, рассмотрят с ним рисунок. Не получив внимание, малыш скорее всего перестанет рисовать, ведь он хотел удивить родителей и обрадовать их, а раз им не интересно, рисовать он больше не хочет.
И тогда малыш берет фломастеры и рисует на обоях, потом зовет маму с папой и показывает им свое обойное произведение. Реакцией родителей будет что? Конечно, гнев, ругань, наказание для малыша, но сколько внимания ему уделили!
В итоге, за хороший поступок малыша не поощрили, а за плохой наградили вниманием и здесь не имеет значение положительное или негативное оно было, оно просто было.
Подведя итог можно выделить основные правила как следует поощрять ребенка или отказывать ему.
Правила поощрения ребенка или отказа:
- Не поощряйте истерики и капризы, переводите ситуацию в статус договорных отношений
- Договаривайтесь с ребенком, заметив первые признаки начинающейся истерики
- Обращайте внимание на просьбы ребенка
- Всегда отвечайте на вопросы ребенка
- Будьте внимательны, когда малыш демонстрирует продукты собственного труда
- Не повышайте голос на ребенка
- Не ругайте ребенка, если он напроказничал, объясните, почему так делать нельзя
- Если вы вынуждены отказать ребенку, делайте это дипломатично, не говорите категоричное “нет”
- Будьте своему ребенку лучшим другом!
Поделитесь статьей с друзьями:
Автор: Наталия Некрасова